Первая мессианская община образовалась в Иерусалиме на Шавуот (Пятидесятницу) после вознесения Йешуа (Деяния 2:1-4,38-47). Она определённо выражала себя по-еврейски. Первоначально она рассматривалась как одно из направлений иудаизма. В книге Деяний пишется о том, что многие из священников поверили в Йешуа.
Когда Павел прибыл в Иерусалим, Иаков, лидер мессианской общины Иерусалима, сказал: “…видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона”. (Деяния 21:20). Евреи, верующие в Йешуа, вели ревностный еврейский образ жизни и рассматривали свою веру в Йешуа как абсолютно согласующуюся с таким образом жизни. Иаков (родной брат Йешуа) был известен как “Иаков Справедливый”.
Мессианская община в Иерусалиме вела еврейский образ жизни, при этом веря в Йешуа как в Господа и Мессию. Их соседи-евреи никогда не считали, что они приняли нечто нееврейское. Их воспринимали как евреев, верящих в то, что их Мессия пришёл. Хотя между мессианскими евреями и п’рушим (фарисеями) существовало соперничество, оно также существовало между всеми направлениями того времени, будь то цадуким (саддукеи) или ессеи. Несмотря на то, что все придерживались различных точек зрения, в первом столетии существовал плюрализм, который позволял им считаться братьями-евреями.
Из этой древней мессианской общины весть о Мессии разошлась к евреям в диаспоре и язычникам по всему миру. Мессианская община зримо присутствовала в Иерусалиме до его разрушения в 70 году н.э. римлянами. Когда Иерусалим был осаждён римскими армиями, верующие евреи бежали в Пеллу, где они жили как сообщество. После 70 г. н.э. Мессианская община вернулась в Иерусалим и продолжала жить там до восстания Бар Кохбы против римлян.
Еврейскому народу с того времени было полностью запрещено указом и повелениями Адриана даже приближаться к округе Иерусалима, чтобы они не смогли взглянуть на землю отцов даже издалека. Таким образом, им пришлось покинуть его, и город евреев полностью лишился своих древних обитателей, а также заселён чужеземцами; римский город, появившийся впоследствии, изменил его название и превратился в Элию в честь императора Аэлиуса Адриана; и когда там была собрана церковь из язычников, первым епископом после обрезанных был Маркус.
В этот период, между 70 и 132 годами, зародился раввинский (традиционный) иудаизм в том виде, в каком он известен нам сегодня. У еврейского народа больше не было Храма, в котором можно было совершать жертвоприношения. Центром еврейской жизни стала синагога. Фарисейский иудаизм стал нормой. Когда евреи, верующие в Йешуа, бежали в Пеллу, фарисеи бежали в Явне, и в 90 году н.э. под руководством Йоханана бен Заккая иудаизм был трансформирован в религию без жертв и без Храма.
Между мессианской и раввинской еврейскими общинами того времени существовали острые противоречия и интенсивное соперничество. К древней молитве Шмонэ Эсре, Восемнадцати Благословениям, было добавлено девятнадцатое, которое, по сути дела, было проклятием, направленным против мессианских евреев и других “сектантов”. Во время этого периода евреи, последователи Иешуа, по-прежнему являлись частью еврейского сообщества, живя рядом с другими евреями.
Негативное отношение фарисейского иудаизма к мессианским евреям ещё больше обострилось после того, как верующие евреи отказались сражаться во время восстания Бар Кохбы против римлян (132-135 г. до н.э.). В начале восстания мессианские евреи принимали в нём участие. Но в критический момент войны Раввин Акива провозгласил Бар Кохбу Мессией. А мессианские евреи верили, что Йешуа из Назарета является Мессией. Когда из-за своих убеждений они удалились с поля боя, их заклеймили как предателей и разрушителей, и еврейское сообщество изгнало их из своих рядов.
Мессианский иудаизм как движение наравне с другими не фарисейскими формами иудаизма пришёл в упадок после разрушения Иерусалима, но просуществовал до четвёртого и пятого веков.
По причине стремления к единообразию в церкви мессианские евреи рассматривались как еретики. Они поклонялись в еврейском стиле и сохраняли свою еврейскую индивидуальность. Однако они не считались еретиками до начала Никейского периода (четвёртое столетие н.э.) по той причине, что они отличались от верующих язычников культурой и формами поклонения, а не теологией.
В 325 году на первом Никейском собрании лидеров из Ефеса, Рима, Константинополя и др. городов постановили, что верующим нельзя соблюдать праздники Танаха и особенно Песах, а жить по римскому календарю. Было введено поклонение Мирьям. Когда еврей хотел уверовать в Йешуа, принять водное погружение и стать частью церкви, то он должен был встать перед всем собранием и сказать: «Я не женюсь на еврейке, не буду обрезать своих детей, праздновать Песах, Шабат и всякий праздник, связанный с еврейской верой. Я не буду соблюдать кашрут. Я буду праздновать римские праздники» (документ церкви в Испании).
Верующие евреи были вынуждены либо приспособиться к растущей, язычески настроенной церкви, либо угаснуть как движение. Историк Давид Рауш заметил: «Языческая церковь заявляла, что она является истинным Израилем, и пыталась отделиться от еврейского народа в начале своей истории». Это антиеврейское настроение стремилось отделить христианство от его еврейских корней, верующих евреев от их еврейского наследия.
Со времени пятого столетия у верующих евреев не было возможности жить в мессианском сообществе или участвовать в поклонении в мессианской общине. Давление как со стороны еврейского общества, так и со стороны церкви, вытеснило мессианский иудаизм и лишило его жизнеспособности. История мессианского иудаизма между 5 и 19 столетиями становится историей отдельных верующих евреев, которые в большинстве стали членами традиционных церквей.
Возрождение мессианского еврейского движения является свидетельством того, что хотя мессианский иудаизм и находился в периоде спячки, он не был мертв. Во время 19 столетия среди еврейского народа началось как физическое, так и духовное пробуждение. В 1897 году в г.Базель, Швейцария, был созван первый Конгресс Сионистов, на котором говорили о восстановлении независимого еврейского государства. 14 мая 1866 года был образован первый Иудео-Христианский Союз в Великобритании. В 1915 году был сформирован американский Иудео-Христианский Союз. В 1898 году возникла Еврейская Христианская община в Лондоне. До Второй Мировой войны было образовано несколько Иудео-Христианских общин в Европе и США, среди них первая Мессианская Синагога в Бессарабии. Хотя некоторые из этих общин нельзя было назвать мессианскими в современном смысле этого слова, они были родоначальниками сегодняшних мессианских общин.
Холокост нанес еврейскому народу огромный урон. Не обошел он стороной и верующих евреев. В Европе погибло много еврейских христианских союзов и общин. Тем не менее, когда из пепла Холокоста возникло Государство Израиль, подобным образом в это же время возродилось мессианское движение. С 1967 года до настоящего времени огромное число евреев уверовало в Йешуа как в Мессию.
В 1970-х годах возникло много мессианских общин. Сегодня во всем мире существует примерно около 160мессианских общин. В начале 90-х годов Бог призвал мессианских евреев США и Израиля для открытия мессианских общин в России. Были проведены мессианские фестивали еврейской музыки и танца в С.Петербурге в 1993 г., в Москве в 1994 и в 1995 годах. Первыми раввинами – лидерами мессианских общин были американцы Джонатан Бернис в С.Петербурге и Майкл Беккер в Москве. Были открыты первые мессианские общины и рукоположены российские еврейские служители.
В 1996 году при мессианской синагоге “Шомер Йисраэль” была создана миссия для открытия общин в других городах России. В результате служения миссии были открыты новые мессианские общины в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Омске, и в странах СНГ – на Украине, в Грузии, в Эстонии. За последние годы Бог призвал российских мессианских лидеров открывать общины не только в странах бывшего СССР, но и в Израиле, Германии, США – там где есть русские евреи.
Мессианские евреи не ассимилировались в церквях и в их нееврейской культуре. Они соблюдают еврейскую культуру и традиции. Тем не менее все они являются верующими евреями. С другой стороны все они являются одним народом.
Вопрос, возникающий по причине существования мессианских общин, не в том, от Бога они или нет. Их плоды свидетельствуют о том, что рука Бога находится на них на протяжении всего их существования. Скорее всего, люди задаются вопросом, как им следует относиться к этому вновь возникшему движению, чтобы решить для себя, в какой мере им хотелось бы участвовать в нем.